МКДОУ Детский сад № 32 «Рябинка» п.Вяртсиля
Проект «Моя малая Родина»
Старшая группа « Б»
Воспитатели: Приходько В.В.
Руппиева Ж.Л.
Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Б».
Тема : «Моя малая Родина»
Воспитатели : Приходько В.В., Руппиева Ж.Л.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации : октябрь м-ц (2 недели)
Цель проекта:
- Воспитание гражданина и патриота своей страны.
- Формирование у детей любви к Родине, родному поселку и его истории, чувство ответственности, желание беречь его.
- Воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка Вяртсиля.
- Воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем.
- Обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Задачи проекта :
Дать знания детям о родном поселке Вяртсиля: достопримечательности, промышленные объекты;
Познакомить детей с рекой Янис, ее расположением в поселке;
Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
Знакомство детей с традициями, трудом и бытом односельчан;
Развивать бережное отношение к поселку (достопримечательности, природа).
Актуальность темы: воспитание любви и уважения к родному поселку Вяртсиля является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Предполагаемый результат:
1.В ходе реализации проекта дети получают знания о своем поселке Вяртсиля (достопримечательности, труд жителей).
1.Дети начнут проявлять интерес к событиям, жизни поселка, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
2 этап - реализация проекта
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем
3 этап - заключительный
Оформление альбома о поселке
План мероприятий по проекту «Моя малая Родина»
Путешествие по фотографиям
Рассказ воспитателя о поселке
Знакомство с достопримечательностями поселка Вяртсиля
Рассматривание рисунков, построек
Экскурсии по улицам поселка (библиотека, тренажерный зал, центральная площадь, Администрация)
Работа с родителями:
1.приобщение родителей к созданию единого образовательного процесса.
2.расширение форм работы с семьей (помощь родителей в организации экскурсий).
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Перспективный план работы
Подготовительный этап
Составление плана работы с детьми; подбор материала для бесед, наблюдений и игр |
Способствовать возникновению интереса у детей и родителей участию в проекте; создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности. |
Дети, воспитатели родители |
|
Основной этап |
|||
Занятие - Познание. Беседа с детьми. Тема: «Наш поселок Вяртсиля» |
Познакомить детей со своей малой родиной. Дать знания о поселке Вяртсиля: достопримечательности промышленных объектов, местоположение на карте. Формировать гражданские, семейные, патриотические чувства. |
Дети и воспитатели |
|
Целевая прогулка. Тема: «Улицы нашего поселка» |
Расширять и систематизировать знания детей о поселке: о названии и расположении улиц. Рассмотреть с детьми объекты поселка (детский сад, школа, почта, метизный завод, больница, библиотека и дом творчества) |
Дети и воспитатели |
|
Занятие: художественное творчество - рисование. Тема: «Наша улица» |
Продолжать обогащать знания детей о родном крае. Учить детей отражать в продуктивной деятельности свои впечатления и знания об улицах поселка. Развивать творческие навыки и способности детей. |
Дети и воспитатели |
|
Игровая и конструктивная деятельность. Тема: «Улица села» (крупный и мелкий конструктор) |
Развивать конструктивные способности детей. Учить сооружать постройки, полагаясь на свой опыт. Воспитывать умения играть в коллективе, договариваться между собой, планировать свою работу, дружеские взаимоотношения. |
Дети и воспитатели |
|
Занятие - Познание. Тема: «Жизнь и быт людей нашего поселка» |
Формировать у детей представления о труде взрослых в нашем поселке, значимость этого труда. Продолжать развивать познавательный интерес у детей. Воспитание патриотических и семейных чувств. |
Дети и воспитатели |
|
Занятие - художественное творчество - рисование. Тема: «Дом в котором я живу» |
Развивать продуктивную деятельность у детей. Продолжать учить отражать в рисунке свои впечатления, рисовать по памяти свой родной дом. Воспитывать аккуратность, старание, дружелюбие. |
Воспитатель и дети |
|
Занятие - аппликация. Тема: «Многоэтажный дом» |
Учить детей планировать свою работу. Закреплять навыки пользования ножницами, кисточкой и клеем. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца. |
Воспитатели и дети. |
|
Игровая и конструктивная деятельность детей «Домик с окошком» |
Продолжать учить детей сооружать различные постройки, развивать творческие способности, дружелюбие. |
Воспитатели и дети |
|
Экскурсия в библиотеку |
Познакомить детей с библиотекой, с профессией библиотекаря. Рассматривание стеллажей с книгами, беседа с библиотекарем. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. |
Воспитатели, дети, родители. |
|
Экскурсия в тренажерный зал |
Дать детям понятия о профессии - тренер. Познакомить с тренажерным залом, оборудованием, его назначением и пользе для здоровья человека. Продолжать обогащать знания детей родном крае. |
Дети, воспитатели, родители. |
|
Чтение художественной литературы |
В.Степанов 2Что мы родиной звали», «Наш дом», Ю.Ширяев «О городе моем», И.Суриков «Вот моя деревня», П.Воронько «Лучше нет родного края», Э.Шим «Где наша деревня». |
Воспитатель, дети |
Конечный продукт проекта:
Выставка детских работ по темам
1. наша улица
2.дом, в котором я живу
3.многоэтажный дом.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в старшей группе (ФГОС).
О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».
Т.В.Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5 - 6 лет»
испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; Место работы родителей, значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности по дому, в детском семья» саду. Место проживания: город, микрорайон, некоторые достопримечательности города. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Этапы реализации проекта Выявление проблемы, формирование цели и задач. Разработка проекта. Подбор методической литературы. Создание в группе предметно – развивающей среды. Выполнение проекта. Практическая часть. Итоги и презентация проекта. Основные направления реализации проекта Разработать и организовать все виды детской деятельности по блокам: Формирование знаний о семье «Мой дом», «Моя улица», «Мой город» II. Организовать творческую деятельность детей, родителей, воспитателей. Работа с родителями: Консультации на тему: «Безопасность на дорогах», помощь родителям в создании фотоальбомов «Мой любимый город», «Моя семья» Предложить родителям вместе с детьми посетить памятники, красивые места нашего города. Дать рекомендации о книгах и мультипликационных фильмах на тему патриотического воспитания детей.
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшей группы
Срок реализации : апрель-май 2015 г.
Тип проекта краткосрочный
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Моя малая Родина»
Руководитель проекта : Плотникова Наталья Петровна – воспитатель старшей группы
Воспитатель I квалификационной категории.
Место проведения:
МКОУ Дивинская СОШ. (детский сад)
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности : краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний : межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта : Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным селом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Болотнинского района. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, область, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села, достопримечательности; флору и фауну села.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков, поделок, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной Войне, праздник, посвящённый этой дате.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывнной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы : Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий |
Тема |
Работа с детьми НОД |
Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина- Россия» Беседа «История возникновения посёлка Дивинка» Продуктивные виды деятельности: «Моя улица» - конструирование из строительного материала «Моя семья» - рисование «Мой детский сад» - рисование «Природа нашего края» - аппликация «Этот День Победы »- конструирование из бумаги Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Если с другом вышел в путь» «От улыбки» «Гимн России» «Поезжай за моря-океаны» |
Игры |
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери» Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животный мир нашего края», развивающая игра «Жители планеты Земля», домино «Народные промыслы» Подвижные игры: «Поезд», «Будь внимательным», «Птицы и автомобиль», «Ждут нас быстрые ракеты». «Герб города», «Назови улицы нашего села», «Флаг России», «Расскажи где ты живёшь» и другие. |
Знакомство с литературой |
Н. Носов «Заплатка», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер, Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина загадки, стихи, пословицы. |
Целевые прогулки, экскурсии |
«К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ», «Школьный краеведческий музей» |
Работа с родителями |
Анкетирование родителей |
Дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рыбно-Слободский детский сад «Мишутка» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
Проект «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Круглова Светлана Петровна
музыкальный руководитель
1 Введение
Тип проекта
Актуальность и новизна проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель проекта
Участники проекта
Срок реализации
2 Планируемые результаты
3 Материально техническое обеспечение
4 Эффективность проекта
5 Предполагаемые результаты
6 Схема реализации проекта
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Рыбно Слободском районе. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины
Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является – частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Тип проекта
Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски – поисковый, творческий;
Актуальность и новизна проекта
Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:
В осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
В определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;
В понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка
(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Социальная значимость проекта
Ознакомление с родным посёлком имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького поселка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).
Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае, родном посёлке. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном посёлке, воспитание у детей патриотических чувств.
Цель проекта
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Расширить знания о родном поселке, закрепить понятия «малая Родина».
Познакомить с историей возникновения поселка, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.
Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле, разных национальностях проживающих в нашем поселке.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Руководитель проекта :
Круглова Светлана Петровна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культур, воспитатели татарского языка
Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.
Срок реализации
Сентябрь – май 2016-2017 год
Планируемые результаты
Подготовка методических пособий:
По ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;
Подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.
Сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),
Подборка материалов о систематизированного художественного слова.
Сбор материала о характерных особенностях нашей местности,
Доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Познакомить с национальным бытом проживающих в поселке людей. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.
Для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
Повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
Положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов - рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Материально техническое обеспечение
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.
Материально- техническое обеспечение | Информационно - методическое обеспечение | Кадровое обеспечение |
DVD,СD диски, DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Проектор Музыкальный центр | Интернет- ресурсы Библиотека детской художественной литературы Инновационная методическая литература Дидактический материал по ознакомлению с окружающим миром Фотоальбомы Периодическая печать | педагоги ДОУ Музыкальный руководитель Инструктор по Физической Культуре |
Критерии эффективности проекта:
Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический опыт интересен коллегам;
Растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.
К деятельности привлечены родители.
Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности
Сроки | Цели, задачи программы | Виды детской деятельности | Ожидаемые результаты |
сентябрь | Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции; Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации | Игровая деятельность 1. Сюжетно – ролевые игры: - «Дом»; - «Детский сад»; - «Правила движения » ; - «Профессии моих родителей»; 2. Дидактические игры: - «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»; - «Найди предметы»; - «День рождения»; 3. Коммуникативные игры: - «Я расту»; - «Пустим имя по ветру»; 4.Игра-беседа - «Кем я буду и каким», - «Разные профессии», Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты. |
октябрь | формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине – селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края | Познавательные занятия - «Путешествие по родной сторонушке» - «Прогулка с детьми по поселку» - «Растительный мир родного края» - «Животный мир » - Сотворчество детей и родителей по темам проекта | Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях. |
Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей. Задачи: Формирование бережного отношения у детей к природе родного края. Развивать умение замечать изменения в живой природе. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать умение работать в коллективе. Формировать положительную мотивацию к занятиям. | Беседа о климатических условиях села. Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Составление экосказки. | ||
ноябрь | Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи; Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами; Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. | Изобразительная деятельность и дизайн 1.Рисование: - «С чего начинается Родина» - «Выходные в семье» - «Портреты членов семьи» - «Мой дом, моя улица» 2. Оформление выставок: - « Королева осени» - «Мамины руки не знают скуки» » 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Сотворчество детей и родителей: Оформление газет, книжек – малышек, составление родословной | Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МБДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями. |
декабрь | Цель, Организация пространства участка детского сада. Задачи. Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек. Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников. Расширять представления детей о способах использования снежных построек. | Трудовая деятельность 1.«Трудовой десант» детей и родителей (уборка мусора весной, осенью на участке) 2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц 3.Конкурс на лучшую ледяную постройку 4.Задание на лето: Собрать гербарий растений 5.Ручной труд: Поделки из природного материала | Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание. |
январь | Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, Дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками, - сформировать интерес к своей родословной, расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками | Учебная деятельность 1.Познавательные занятия: - «Состав семьи» (Семь Я), - «Что такое родословная?», -«Кто такие родственники и что их объединяет?» 2. Беседы: - «Любимый отдых членов семьи», - «Имена, отчества, фамилии и их значение». - «Домашний адрес» 3. Игры: - «Моё семейное дерево» - «Я путешествую с семьей» - «Построй дерево и посели в него свою семью» 4.Экскурия - по детскому саду, По улицам села, К памятникам архитектуры села | У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. |
февраль | Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; Помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; | 1. Экскурсии в лес 2.Экскурсии в библиотеку 3.Знакомство с выставками 4.Организация уголка краеведения в группе | |
март | Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. | Здоровье сберегающие занятия 1. Беседы: - «Правила безопасного поведения на улице, дороге» -«Микробы и мыло» -«Что за чудо огород» 2. Дидактические игры: - «Опасно – безопасно», - «Полезная и вредная еда» | Дети познакомились с культурными растениями У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород». |
апрель | Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере; Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; Развивать эмоционально – нравственную сферу ребенка средствами народного искусства; Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; Осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка. | Художественно-эстетические занятия Проведение праздников: - «Праздник детского сада – нашего родного дома» «Родной свой край, люби и знай.» «ТУГАН ЯГЫМ - ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» - «Масленица» - «Сороки – встреча весны» - «День защитников Отечества» Разучивание стихов, песен: о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд. | Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают, используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности. Овладевают элементарными музыкально – теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал. |
май | Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи. задачи: Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей. - Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей. | Взаимодействие с родителями 1.Создание эмоционально – благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия. 2. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника» 3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье. 4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим» 5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций | Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада; Повышение педагогической культуры родителей; Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; |
Результаты работы в ходе реализации проекта:
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.
В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».
2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины»
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина-Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
Приложение
Развлечение «Родной свой край, люби и знай»
Цель:
- Поддержать познавательный интерес к истории родного края, родного села к своей малой Родине.
- Воспитывать любовь к родному краю.
- Закрепление и утверждение знаний детей по теме: «Моя малая Родина».
- Познакомить с народными играми и песнями.
Задачи:
- Развивать интерес к истории своего села.
- Расширять знания детей о народных праздниках, русского народного творчества.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми
- Развивать сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игрового общения
- Воспитывать любовь и уважение к родному селу и своим землякам
Форма проведения: Викторина с музыкальными игровыми моментами.
Интегрируемые образовательные области:
- Познание: уточнить и закрепить знание детей о своей малой Родине
- Коммуникация: развивать у детей речь, умение полным ответом отвечать на вопросы
- Социализация: воспитывать патриотизм, любовь к родному городу, развивать желания познавать историю малой Родины
- Физическая культура: развивать двигательную активность детей
- Художественная литература: развивать у детей выразительно читать наизусть стихотворения
- Музыкальная культура: расширят представление о традициях и обычаях родного края, воспитывать интерес к искусству родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства
Материал: Загадки, потешки,поговорки,песни,хороводы, игры, народные инструменты (металлофон, ложки, треугольник) косынки, колокольчик,русские народные костюмы.
Дети входят в зал.
Россия. Как из песни слово
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
(Стихи о Родине. Рассказывают дети.)
ПЕСНЯ О РОССИИ
Наш славный поселок Рыбная Слобода именно это наша малая Родина. Это край где мы родились, где живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает.
Ты в жизни нам открыл простор
На счастье дал права.
Перед твоею красотой
Бессильны все слова.
Вот такими замечательными словами мы начинаем наш праздник «Край родной живи и процветай».
Вы уже немало знаете о родном поселке, в котором мы живем. Сейчас мы проверим ваши знания. Однако условие: кто знает ответ, тот поднимает руку, а не выкрикивает с места.
Вопросы:
- Как называется страна в которой мы живем?
- Какие цвета на российском флаге?
- Как называются люди живущие в России?
- Назовите столицу России.
- Как называется город в котором мы живем?
- Как называют людей, живущих в нашем городе?
- Кто знает как называется наш детский сад?
- На какой улице находится наш детский сад?
Название каких улиц поселка вы еще знаете? Почему они так названы?
Молодцы, ребята, я вижу вы знаете и любите свой родной край.
Чтоб звенел веселый смех,
Детвора не плакала-
Светит солнышко для всех
Светит одинаково.
День откроет на заре
Золотистым ключиком
Чтоб досталось на земле
Каждому по лучику.
Отгадайте-ка, ребятки
О нашем поселке загадки.
Вам придется продолжать.
Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (школа)
Ящик там, на видном месте
Собирает вести вместе.
А потом его жильцы
Полетят во все концы (почта)
Там добрый волшебник в халате сидит
Кому, как лечиться он всем говорит.
Кто болен, микстуру предложит принять
Тому, кто здоров- разрешит погулять (поликлинника)
Коль домашний твой питомец
Приболел и занемог,
То куда же обратиться?
Чтобы доктор вам помог (ветличебница)
Как же дом такой назвать
Что гостей готов принять?
Всех приезжих приглашает
Это что, кто угадает? (гостинница)
Это что за дом такой?
Дети бегают гурьбой.
Утром всех он встретить рад
Знаю! Это ….(Дет. Сад)
Не увидишь здесь игрушек
И не купишь пластилин,
Но всегда найдется вата,
Витамины, аспирин (аптека)
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить.
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем.
Там проходим вдоль витрин
И заходим в (магазин).
Магазинов у нас в поселке много а есть ещё и рынок или как раньше говорили базар. На базаре проходят каждый год ярмарки. На ярморке можно все купить: одежду и продукты и даже живой товар:
курочек уточек разную живность. Послушайте как это было раньше.
Звучит песня «Где был Иванушка?»
И ещё несколько вопросов: по описанию определить о каком здании идет речь.
- Дом в котором проходят все значимые мероприятия города, концерты, а также дети могут заниматься танцами, песнями.(Дом Культуры)
- В этом доме можно взять книги и не радо платить деньги, но потом надо обязательно вернуть.(библиотека)
Мы с вами в детском саду готовимся к большой взрослой жизни и уже сейчас и песни поем и танцуем. Посмотрите на наших русских девочках с платочками.
Танец «Во поле береза стояла» с платочками.
Наше настоящее неразрывно связано с нашим прошлым, прошлым русского народа и его творчеством. Мы с вами русские, мы живем на русской земле. Мы помним игры в которые играли ещё наши дедушки и бабушки. А современная музыка, поможет нам,сделать эти старые игры ещё веселей.
Мы с вами хорошо знаем хоровод «А я по лугу». Сегодня мы заведем его под музыку в современной обработке. Это будет быстро и весело.
Хоровод «А я по лугу».
А теперь мы поиграем в татарскую народную игру «Кария закария»
А сейчас я узнаю, хорошо ли вы знаете пословицы:
- Труд человека кормит, а лень (портит)
- Кто много говорит, тот мало (делает)
- Не спеши языком, торопись (делом)
- С кем поведешься, от того и (наберешься)
- Делу время, а потехе (час)
- Не сиди сложа руки, так не будет (скуки)
- Сделал дело, гуляй (смело)
- Повторение – мать (ученья)
Всех не спеть нам славных песен
Добрых слов нам не сказать
Край веселый наш чудесный
Как и вся Россия мать.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч».
Конспект открытого мероприятия «ТУГАН ЯГЫМ - ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Цели:
1. Углубить знания по истории республики и родного края.
а) познакомить детей с легендами и преданиями о Казани,
б) воспитать любовь к родному краю, к её природе, бережное отношение к ней,
в) рассказать о природных богатствах родного края.
2. Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа.
3. Воспитать чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.
План конспект
Ведущий
Для нас сады весною зацветают
И нашим нивам не видать конца.
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые, зелёные леса.
В колодцах наших, реках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся тучные стада.
Здесь людям радостно живется
Здесь славен мирный труд людей.
Все это РОДИНОЙ зовётся
Великой родиной моей!
Родной край, родная земля, родной город – эти слова очень близки каждому человеку.
Дети
МЫ С ВОЛГИ ИЗ КАЗАНИ. (Сибгат Хаким)
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас Волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане!
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы родом из Казани!
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш,
Где пел Сайдаш, писал Такташ,
О милом Татарстане!
Ведущий
На вопрос «Откуда вы» как отвечает поэт? (Из Казани, Татарстана)
Да, верно. Татарстан - это республика в которой мы с вами живём и она является нашей Родиной.
Татарстан - үз илебез,
Безнең газиз җиребез.
Татарстан- үз илебез,
Безнең гүзәл гөлебез.
Татарстан – үз илебез,
Безнең якты өебез.
Ведущий
Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по нашей родной республике – Татарстан (показ по карте). Вот какая она большая.
ПЕСНЯ
Ведущий
А отправимся мы в путешествие с самого большого, красивого главного города нашей республики- из столицы города КАЗАНИ. (показ на карте)
Радостью Казань моя полна
И светла и зелена.
Город кажется весной
Белой чайкой над волной!
Чудны парки и сады
Всюду яркие цветы.
В этом городе живет
Дружный труженик народ!
Ведущий
КАЗАНЬ была построена как военная крепость на границе Волжской Булгарии. “КАЗАН” на булгарском языке означает “граница”. Существует интересное предание о том, почему город назвается Казанью. Вот о чём рассказывает одна из легенд. “Булгарского хана Алтынбека преследовали монголы. Ему удалось скрыться от них в густых лесах. Алтынбек послал своего слугу на речку за водой. Слуга хотел зачерпнуть воды и уронил казан (котёл) в реку. Поэтому реку назвали Казанкой и город, который построили на её высоком берегу – КАЗАНЬЮ.
Ведущий
Это был чудесный город. А народ славился своими ремёслами. Мастера изготовляли украшения из золота и серебра. Оружейники изготовляли мечы, сабли. Лепили горшки и обжигали их в печах. Затем наносили красивые узоры. (Горшок-Чүлмәк)
ИГРА «Горшок»
Дети становятся в круг. Мальчики – «хозяева», а девочки – «горшки». Ведущий в середине ходит «выбирает» горшок.
Ведущий
30 августа 1990 года Республика Татарстан приняла статус суверенного государства. На территории Республики 19 городов, 22 посёлка, 829 деревень.
Следующий город в котором мы побываем – это город Чистополь – ЧИСТАЙ. В Чистополе делают самые точные часы и измерительные приборы.
Неподалёку расположен город набережные Челны – Яр Чаллы. Город Набережные Челны известен всему миру – здесь выпускают богатыри КамАЗы. А шины для автомобилей выпускают в городе Нижнекамске – Түбән Кама.
Наши далёкие предки стали первыми шить кожаную обувь. Она была удобной и не промакала. А город в котором до сих пор шьют национальную кожаную обувь и изделия из кожи – это город Арск – Арча.
ИГРА “Портной”
Дети становятся в круг.”Портной” сидит в кругу и “шьёт” обувь. Дети ходят по кругу и поют:
Итек, читек, энә, без,
Матур итеп тегәбез.
Кирәкмиме, алмыйсызмы,
Әллә киеп карыйсыз?
Портной встаёт и “меряет” обувь любому.Кому обувь понравится – тот становится “портным”.
ТАНЕЦ с шалями
(Заходит дед, он заблудился в лесу)
Дед
И как я мог заблудиться. Да, в наших краях леса такие красивые. Я заслушался пением птиц, любовался цветами – вот и заблудился. Сам не знаю, где я очутился?
Иркен һәм матур да
Безнең туган илебез.
Урмангк бай, суга бай
Гөлбакчалы илебез!
(Увидел детей и поздоровался)
Исәнмесез!
Исәнмесез бабай!
Ведущий
Дедушка, мы тебе покажем дорогу, только ты научи нас новой игре.
ИГРА «Тюбетей»
Дети становятся в круг. Передают тюбетей друг другу и поют:
Түп,түп, түбәтәй,
Түбәтәең укалы.
Чиккән матур түбәтәең
Менә кемдә тукталды!
(У кого останавливается тюбетейка, тот выходит в круг и танцует)
Дед
Сез яхшы балалар икэнсез. Мин сезне кунакка чакырам. После путешествия Добро пожаловать и к нам с бабушкой.
Ведущий
В нашем родном Татарстане – чистые реки, густые леса, широкие поля, есть большие заводы и фабрики. Но самое большое богатство нашей Республики – это нефть. Нефть добывают и перерабатывают в городах Альметьевск - ӘЛМӘТ, Лениногорск, Азнакаево – АЗНАКАЙ.
Чащи лесов и просторы полей
Свежесть рассвета над озером алым,
Всё, без чего не прожить на земле,-
Родиной нежно, с любовью назвали!
В татарстане мы живём,
Учим все татарский.
Чтобы все могли дружить
И умели говорить!
Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел.
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле затлы тел!
Будем вместе мы стараться,
Будем крепко мы дружить,
По татарски и по русски,
Будем все мы говорить!
Ведущий
В своём путешествии мы многое узнали про нашу Родину. А теперь нам пора возвращаться в наш родной город Зеленеодольск – ЯШЕЛ ҮЗӘН. Зеленодольск важный промышленный центр Республики.В городе работают фанерный, судостроительный заводы, производственное объединение по производству холодильного оборудования, предприятия пищевой и лёгкой промышленности.
В соседних памятных селеньях
Татарин, русский и чуваш
Зовут друг друга с уважением
Иптәш, товарищ иль юлдаш!
Тел кешене дус итә,
Бер берсенә беркетә.
Бел балам, син рус телен
Һәм онытма татар телен!
(Входят бабушка с дедом)
Бабушка
Дорогие дети. Я очень рада вас видеть. Мы в молодости играли в очень интересную игру. Давайте поиграем.
ИГРА ”Платок”
Дети становятся в круг и поют. Бабушка ходит за кругом прячет платок.
Яшерәм яулык, яшерәм яулык,
Яшел каен астына.
Сиздермичә салып китәм,
Бер иптәшем артына!
(У кого спрятан платок догоняет бабушку)
Дедушка и бабушка
Балалар, әйдәгез өстәл янына!
(Один мальчик забегает под скатерть и “стол” убегает.)
ТАНЕЦ - БИЮ
Конспект развлечения по нравственно- патриотическому воспитанию
«Моя малая Родина»
Цель: Формирование любви к малой Родине. Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Задачи: Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих сельчан. Развивать речевую активность детей. Научить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Ход развлечения:
Ведущая: Ребята, давайте поговорим сегодня с вами о месте, где мы живём. У каждого человека есть на земле место, где он родился и вырос и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.
Ведущая: А почему говорят малая Родина?
Дети: Это место где мы родились и живём.
Ведущая: Какое название носит наше село?
Дети Рыбная Слобода
Просмотр видио ролика Рфыбная Слобода
«Где всего прекрасней на земле».
Где зеленой тучей тополя
Застят небо голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот,
Где всего прекрасней на земле
И какой понравился народ?
Каждый, - шепчет солнышко, -
Хорош.
Не могу обидеть никого,
А где ты родился и растешь,
Там, дружок, прекраснее всего!
Д. Павляченко.
Ведущая: А как можно красиво сказать о Родине, какая она?
Дети: красивая, любимая, сильная, гордая и т. д.
Ведущая: А как называют наших жителей?
Дети: Рыбнослободцы
А хотите совершить прогулку по нашей малой Родине.
Дети: Да.
Ведущая: Пешком пойдём или поедем на автобусе на экскурсию по поселку?
Дети: Пешком.
Ведущая: Тогда вставайте, пойдемте с вами на прогулку по нашей малой Родине, так как всё находится близко: магазины, почта, детские сады, школы.
Звучит музыка, дети гуляют и здороваются.
Ведущая: А почему вы все здоровались?
Дети: Все в селе знают друг друга, желают здоровья.
На экране панорама села.
Первая остановка: Детский сад. Дети садятся на стульчики.
Ведущая: Какая это остановка?
Дети: Наш детский сад.
Ведущая: Как называется детский сад.
Дети: «Мишутка».
Ведущая: А нужен ли наш детский сад.
Дети: Нужен. В него хотят дети, пока родители работают.
Ведущая: Что было бы, если бы не было детского сада.
Дети: Мамы не смогли бы ходить на работу, у нас не было бы много друзей.
Ведущая: Вам нравится наш детский сад? Чем? Кто работает в нём?
Дети: Воспитатели, медсестра, повара.
Ведущая: А что они делают?
Дети: Заботятся о нас.
Ведущая: Правильно они стараются, чтобы вам в детском саду было уютно, тепло чтобы мамы на работе были за вас спокойны. А есть ли ещё в селе детские сады?
Дети: Да, есть.
Ведущая: А чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?
Дети: Играть.
Ведущая: Прочитайте свои любимые стихи об игрушках.
«Кукла».
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдёшь
Сразу глазки открывает,
Только на руки берёшь.
И хоть слёз у куклы нет,
Плачет девочка моя;
Мама мама.
Где ты, где ты.
Ну а мама это я
Я надену кукле бусы.
Платье новое сошью,
Не везти же мне к бабуле
В старом куколку мою.
Г. Бойко
«Медвежатки»
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола!
Угощайтесь медвежатки
Ешьте мед, хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот!
Г. Бойко
«Тимошкина гармошка»
У Тимошки
Есть гармошка
Если сядет он играть,
Видно две коротких ножки,
А Тимошки не видать!
В.Орлов
«Чебурашка»
Уши круглые как блюдца,
Ну, нельзя не улыбнуться!
Поиграем, Чебурашка
Нос, как черная букашка.
Оторвался! Почему?
Очень больно? Починю
Как лекарство пахнет клей
Чебурашка, не болей!
Выздоравливай скорей!
К.Азбукин.
Ведущая: Молодцы дети, хорошо прочитали стихи.
Следующая остановка - школа.
Ведущая: Продолжим наше путешествие. Остановка – школа.
Как Вы думаете, дети, зачем нужна школа?
Дети: В ней учатся дети.
Ведущая: Кто в ней работает?
Дети: Учителя.
Ведущая: А вы хотите пойти в школу, ребята?
Дети: Да.
Ведущая: После того, как вы покинете стены детского сада, вы обязательно пойдете 1 сентября в школу, на свой первый в жизни школьный урок.
Но, пока, мы с вами еще в детском саду, а значит, продолжаем путешествие по малой Родине.
Следующая остановка - больница.
Ведущая: Дети, как вы думаете, для чего нам нужна больница?
Дети: Там лечат людей!
Ведущая: Какие врачи там работают?
Дети: Лор, окулист, стоматолог,терапевт, хирург, и др.
Ведущая: Дети, а вы знаете, что в нашей больнице недавно сделали ремонт, и теперь в ней стало очень уютно и светло. Но мы с вами будем надеяться, что наши жители меньше будут болеть и реже посещать ее. Ребята, а вы любите играть в больницу и быть докторами?
Дети: Да.
Ведущая: Сегодня доктором у нас будет – Самира.
Стихотворение.
«Детям я лечу болезни»
Детям я лечу болезни,
Где занятие полезней?
Я приеду к Ане,
Я приеду к Дане,
Здравствуйте дети!
Кто у Вас болен?
Как живете?
Как животик?
Погляжу из очков,
Кончики язычков, все – здоровы!
Ведущая: Замечательный у нас доктор. Продолжаем путешествие.
Следующая остановка – здание «Школа искусств»
Ведущая: какое это здание, ребята?
Дети: «Школа искусств». Мы ходим туда заниматься: рисованием, танцами, играть на фортепьяно, баяне и курае.
Ведущая: Дети, мы сегодня с вами много рассказали о нашем поселке– нашей с вами – Малой Родине. И еще многое мы с вами могли бы рассказать, но нам пора завершить на сегодня наше путешествие. До новых встреч.
МКУДО Оричевский Дом детского творчества
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Село Коршик - происхождение названия,
зарождение и развитие жизни на селе
Социальный проект по краеведческому направлению.
Вылегжанина Ирина Ивановна
музыкальный руководитель
Координатор:
Панагушина Елена аркадьевна
I Введение
Тип проекта
Актуальность и новизна проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель проекта
Участники проекта
Срок реализации
II Планируемые результаты
III Материально техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
IV Эффективность проекта
V Предполагаемые результаты
VI Схема реализации проекта
Введение
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время - это граница между прошлым и будущим. А история России - это, прежде всего, история российской провинции, она интересна россиянам. История Вятского края интересна больше вятчанам, а история Коршика - коршанам. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Вятском крае, в селе Коршик. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины. История появления села Коршик напрямую связана с построением церкви. И мы чувствуем ответственность перед потомками за жизнь этого памятника, напоминающего об уходящей эпохе.
Название села объясняют обычно от слова «коршевать», т.е. выкорчевывать корни деревьев и готовить почву под пашню. Основано оно было в начале XVIII века.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село является - частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Тип проекта
Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски - поисковый, творческий;
Актуальность и новизна проекта
Проект окажет помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения:
В осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно - образовательном процессе ДОУ - естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
В определении целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиции своего народа;
В понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно - духовных качеств личности ребенка
(любви к семье, детскому саду, родному краю) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
Социальная значимость проекта
Проект поможет объединить усилия нескольких социально - культурных институтов: детский сад, администрация поселения, семья, школа, библиотека, ДК, церковь.
Цель проекта
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Расширить знания о родном селе, закрепить понятия «малая Родина».
Познакомить с историей возникновения села, с памятниками истории и культуры села, воспитывать бережное отношение к ним.
Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Руководитель проекта :
Вылегжанина Ирина Ивановна - музыкальный руководитель, координирует и организует основные мероприятия по проекту.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Инициативная группа, разрабатывает и проводит мероприятия по проекту, занимается организацией встреч, вечеров, массовых праздников, организует информационную работу по реализации проекта.
Срок реализации
Сентябрь - май 2015 год
Планируемые результаты
Подготовка методических пособий:
По ознакомлению с конкретным регионом где мы проживаем;
Подборка методик по приобщению детей к нашей малой Родине.
Сбор наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр),
Подборка материалов о систематизированного художественного слова.
Сбор материала о характерных особенностях нашей местности,
Доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данные направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Все родители готовы сотрудничать с сотрудниками ДОУ в работе по приобщению детей к русской национальной культуре.
Для педагогов:
Повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
Инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
Творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
Повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
Положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
Активизация познавательной деятельности в жизни детей;
Проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
Расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
Повышение статуса семейного воспитания
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов — рисунками детей и родителей. Каждый дом - мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Материально техническое обеспечение
Развивающая предметная среда детского сада и конкретно старшей группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. В образовательном учреждении имеется методический кабинет, музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей. Подобрана в группе фонотека классической музыки, современной, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, телевизор, аудиоаппаратура, что способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.
Методическое обеспечение ДОУ: Детский сад с. Коршик работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, разработанной на основе программы «Радуга».
Финансовое обеспечение
Фотоальбом - 1 шт. 500р.
Фотографии 120р.
Фломастеры 100р.
Цветная бумага 150р
Итого: 890р
Критерии эффективности проекта:
Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
Произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический опыт интересен коллегам;
Растёт мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта.
К деятельности привлечены родители.
Схема реализации проекта «Моя малая Родина» через разные виды деятельности
Сроки | Цели, задачи программы | Виды детской деятельности | Ожидаемые результаты |
сентябрь | Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков само регуляции; Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации | Игровая деятельность 1. Сюжетно - ролевые игры: - «Детский сад»; - «Правила движения» ; - «Профессии моих родителей»; - «Почта» 2. Дидактические игры: приложение№1 - «Исправь ошибки» «Кому, что нужно для труда?»; - «Найди предметы»; - «День рождения»; 3. Коммуникативные игры: - «Я расту»; - «Пустим имя по ветру»; 4.Игра-беседа - «Кем я буду и каким», - «Разные профессии», Участие родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | У детей сформируются представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах - помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно - ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов. Где дети будут подражать взрослым, и воспроизводить их действия, присваивая себе роли продавцов, врачей, поваров, пожарных, работников почты. |
октябрь | формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о своей малой Родине Уточнить и закрепить знания о своей малой Родине - селе Коршик; вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, формировать бережное отношение к природе родного края | Познавательные занятия - «Путешествие по родной сторонушке» приложение №2; №2.1; - «Прогулка с детьми по городу» приложение№3 - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Вятки» - «Путешествие по городам Вятки»Сотворчество детей и родителей по темам проекта | Дети смогут рассказать о своём родном селе, сумеют логично и последовательно строить высказывание, способны использовать простые символы и схемы, сумеют в играх проявлять смекалку, сдержанность. Узнают историю и культуру родного края, местных достопримечательностях. |
Цель: Формировать экологическую культуру у детей и родителей. Задачи: Формирование бережного отношения у детей к природе родного края. Развивать умение замечать изменения в живой природе. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать умение работать в коллективе. Формировать положительную мотивацию к занятиям. | Экологическое воспитание Беседа о климатических условиях села, города, области Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. Составление экосказки о городе Вятки. | ||
ноябрь | Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку - маме; Формирование представлений о роли мамы, её заботе о членах семьи; Воспитывать желание помогать маме в её делах по дому, радовать её своими хорошими поступками и добрыми делами; Развитие коммуникативных навыков, умения строить позитивное бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. | Изобразительная деятельность и дизайн 1.Рисование: - «С чего начинается Родина» приложение№4 - «Выходные в семье» - «Портреты членов семьи» - «Мой дом, моя улица» 2. Оформление выставок: - « Королева осени» - « Пасха» - «Мамины руки не знают скуки» » приложение №5 3. Рисование праздничных открыток мамам, папам, сотрудникам детского сада. 4. Сотворчество детей и родителей: Оформление газет, книжек - малышек, составление родословной | Выставка творческих работ «Мамины руки не знают скуки» помогли раскрыть творческий потенциал наших детей, родителей, сотрудников МДОУ. Способствовали возрождению и сохранению семейных традиций, укреплению связей между поколениями. |
декабрь | Цель, Организация пространства участка детского сада. Задачи. Активизация творческого потенциала родителей в процессе создания снежных построек. Создание снежного городка для активизации двигательных навыков старших дошкольников. Расширять представления детей о способах использования снежных построек. | Трудовая деятельность 1.«Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) 2. Конкурс на лучшую кормушку для птиц 3.Конкурс на лучшую ледяную постройку приложение№6 4.Задание на лето: Собрать гербарий растений с. Коршик 5.Привлечение детей родителями для труда на огороде 6.Ручной труд: Поделки из природного материала | Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и спортивной площадке детского сада. При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, замороженные льдинки, ледяные формы, и окрашивание. |
январь | Познакомить детей с понятиями родословная, представитель рода, Дать понять, что о них можно рассказать как словами, так и рисунками, - сформировать интерес к своей родословной, расширить знания о семье, помочь ребенку увидеть внешнее сходство с другими родственниками | Учебная деятельность 1.Познавательные занятия: - «Состав семьи» (Семь Я), - «Что такое родословная?», приложение №7 проект старшей группы - воспитатель Поцепкина Г.И. -«Кто такие родственники и что их объединяет?» 2. Беседы: - «Любимый отдых членов семьи», - «Имена, отчества, фамилии и их значение». - «Домашний адрес» 3. Игры: - «Моё семейное дерево» - «Я путешествую с семьей» - «Построй дерево и посели в него свою семью» 4.Экскурия - по детскому саду, По улицам села, К памятникам архитектуры села | У детей появится представление о составе семьи, о том, что семьи бывают разные по численности, составу. Пробудить гордость и любознательность за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. |
февраль | Цель: способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ. Задачи: Обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; Помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; | Социальное развитие 1. Экскурсии в лес 2.Экскурсии в библиотеку 3.Знакомство с выставками 4.Организация уголка краеведения в группе 5. Создание презентаций, библиотеки: о г.Кирове, Москве, иллюстраций, наборы открыток | |
март | Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, Задачи: воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. | Здоровье сберегающие занятия 1. Беседы: - «Правила безопасного поведения на улице, дороге» -«Микробы и мыло» -«Что за чудо огород» проект средней группы воспитатель Скопкарева Н.Н. приложение №8 2. Дидактические игры: - «Опасно - безопасно», - «Полезная и вредная еда» | Дети познакомились с культурными растениями У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо огород». |
апрель | Цель: Воспитание культуры общения и взаимодействия в праздничной атмосфере; Задачи: - дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; Развивать эмоционально - нравственную сферу ребенка средствами народного искусства; Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; Осуществлять нравственно - эстетическое воспитание и развитие каждого ребенка. | Художественно-эстетические занятия Проведение праздников: - «Праздник детского сада - нашего родного дома» - «Посиделки на Покров» - посиделки с мамами приложение №9 - «Рождественские посиделки» - «Масленица» - «Сороки - встреча весны» - «Пасха» - «День защитников Отечества» Разучивание стихов, песен : о детском саде, доме, о маме, Родине, друзьях, природе, о мире и тд. | Дети, присутствуя на фольклорных праздниках с удовольствием слушают, используют, играют в русские народные игры, водят хороводы, поют народные песни на посиделках, в самостоятельной художественной деятельности. Овладевают элементарными музыкально - теоретическими сведениями о народной культуре, тем самым раскрывают свой творческий потенциал. |
Цель: создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи. задачи: Сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей. - Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей. | Взаимодействие с родителями 1.Создание эмоционально - благополучной атмосферы дома, в саду на основе доброжелательности и взаимодействия. 2. Анкета для родителей «Ваши впечатления от праздника» приложение 11 3.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков; в составлении рассказов о семье. 4.Уголок доверия «Вы спрашивали, мы ответим» 5.Участие в выставках, конкурсах, фотокомпозиций | Участие родителей в психолого-педагогической работе детского сада; Повышение педагогической культуры родителей; Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; |
Результаты работы в ходе реализации проекта:
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно - эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.
В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».
2.Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем селе, «Малой Родины - селе Коршик».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно - воспитательного процесса в частности.
6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Список литературы:
1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.