Светлана Гришина
Советы дефектолога . Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье .
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.
Ошибки родителей в воспитании ребенка с нарушением зрения :
1. Лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай» , «не бери сам» , «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье , излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что в окружающем социуме он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи » , предупреждение любых желаний ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни , зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.
По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации :
1. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте.
2. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
3. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
4. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, которые он не услышал из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения .
5. Используйте правило : «Все, что можно, представьте ребенку наглядно» . Используйте рисунки, макеты, муляжи, фильмы, совершайте прогулки , экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами, явлениями окружающего мира.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы с помощью зрения , осязания (на ощупь) . Используйте приёмы тактильно-зрительного обследования.


По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации :
Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика : «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они».
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине : длине, высоте, ширине, толщине (мячи, пирамидки, ленточки, орехи, книги и т. д.)
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве (на столе, фоне, индивидуальном фланелеграфе) . Предложите ему положить руки ладошками вниз, объясните : «То, что расположено около левой руки – слева от тебя, а то, что расположено около правой руки – справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка, делая указательные жесты направо и налево от него.
Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами : «Ты очень старался, молодец! «Как красиво ты поставил игрушки!» Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.

Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка (уровень развития мышления и речи зависит от развития мелкой моторики рук, пусть ваш ребенок чаще рисует, лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки, перебирает крупу, мелкие предметы и т. д.
Обязательно играйте с ребенком в игры, развивающие его интеллект. Интеллектуальное развитие подразумевает наличие у ребенка с нарушением зрения определенных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Нужно только не отмахиваться от детских «почему, зачем, отчего» , не лениться разъяснять, показать. Поездка за город, на дачу – нет лучше способа рассказать ребенку об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвета, все оттенки зеленого, красного, желтого. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. д. Здесь можно поиграть с ребенком в игру «Подбери цвет предмету» , или. «Что лишнее?» , или «Найди отличия» . Если процесс классификации у ребенка затруднен, стоит уделить этому особое внимание . Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды и т. д.) . А потом поиграть в игры «Кто быстрее выберет фрукты» , «Кто найдет больше диких зверей» . Не удивляйтесь, если ребёнок стремится разобрать новую машинку, пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок, включиться в стирку. Все это экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания. Можно поиграть в такие игры, как «Тонет – не тонет» , «Из чего состоит предмет?» , «Назови части» , «Узнай на ощупь» , «Какой фактуры предмет» и т. д.

Дети с нарушением зрения не всегда бывают любознательны, поэтому необходимо развивать любознательность, тренируя их наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это делать во время рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, парку, попросите ребенка нарисовать то, что он увидел в лесу, парке, (нарисовать птиц : ворону, синичку, сравнить их, уточнить, чем птицы отличаются от зверей, вылепить из пластилина грибы : лисичку и сыроежку, подберезовик и мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем отличие; какие грибы съедобные, какие нет.
Уважаемые родители, развивайте своих детей дома . Не отмахивайтесь от детских «почему, зачем, отчего» .
Именно родители являются первыми педагогами своих детей и , вы, должны заложить в них основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания .
Публикации по теме:
Особенности воспитания и обучение детей дошкольного возраста в многонациональной семье Особенности воспитания и обучение дошкольника в поликультурном пространстве. Сегодня главным направлением любого образовательного учреждения.
Особенности воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения Я занимаюсь изучением особенностей воспитания нравственных качеств у дошкольников с глубоким нарушением зрения посредством художественного.
Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения Особенности логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением зрения. Комплексное воздействие на развитие речи дошкольников с нарушение.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали.
Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.
Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.
Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.
У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание — это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.
Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.
Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.
Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С. М. выделяет четыре неадекватные позиции:
1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.
С. М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.
Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А. Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.
Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.
В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:
1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).
Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.
Литература:
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В. А. Феоктистовой. – М., 1993;
3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
4. Подколзина Е. Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
6. Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А. В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда — Киев, 1988
8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г. П. – М., 2001;
9. Хорош С. М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;
Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.
Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительными нарушениями. Развитие ребенка с нарушениями зрения идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.
У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание - это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.
Родители детей с нарушением зрения недооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.
Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.
Адекватным отношением
считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания.
Хорош С.М.
выделяет четыре неадекватные позиции
:
1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания.
2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
3. Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.
С.М. Хорош определяет неадекватную позицию
родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.
Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.
В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиямА.Г. Литвак относит
чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.
При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности. Воспитание дошкольника с нарушением зрения в семье направлено
на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения. ! С рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс и у родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка
По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:
1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте (например: «Сейчас мы будем умываться.Вотмыло»).
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно». Широко используйте рисунки, макеты, диафильмы, совершайте экскурсии с ребенком, при этом обязательно стимулируйте его желание ознакомиться с предметами.
6. Учите малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).
По развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в семье можно дать следующие рекомендации:
Обращайте внимание ребенка на разные признаки и качества игрушек, предметов, их цвет, форму и величину (например, обследование кубика: «Это кубик, посмотри глазками внимательно – он красного цвета, потрогай, какой он гладкий, подержи его на ладошке, он легкий, потому что пластмассовый; у кубика есть углы – вот они; есть и стороны – вот они»).
Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Для этого подберите игрушки и предметы разные по величине (мячи, пирамидки, ленточки и т. д.) Объясните ребенку, какой мяч большой, какой маленький.
Учите ребенка ориентироваться в микропространстве
(например, на столе). Обязательно поддерживайте действия ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительно оценивайте то, что он делает. Это поможет нерешительному ребенку успешно выполнить то, что вы от него требуете.
Стимулируйте двигательную активность ребенка, приучайте его к обязательному выполнению утренней гимнастики, физических упражнений.
Развивайте мелкую моторику ребенка,
т. к. доказана зависимость уровня развития мышления и речи от развития мелкой моторики рук, поэтому пусть ребенок чаще лепит из глины и пластилина, вырезает из бумаги, закрашивает фигуры, делает поделки и т. д.
(1) Актуальные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением
Семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, требует к себе особого подхода. Изначально родители не готовы принять проблему собственного ребенка. Имеет место противоречие между различной этиологией зрительного дефекта, ее влиянием на развитие психики и неадекватным отношением родителей к его состоянию.
Семьи, воспитывающие особого ребенка, требуют к себе индивидуального подхода, который обеспечивается через:
1. создание образовательного пространства для процесса социализации детей и привлечения родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к оформлению групповых помещений, к участию в детских праздниках и развлечениях, открытые занятия для родителей в соответствии с реализуемой на группе образовательной программой);
2. учет особенностей семей и типов семейных отношений в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения (проведение анкетирования, создание и использование на практике социального паспорта семьи, организация современных форм работы с семьей);
3. поддержка мотивации положительных семейных взаимоотношений (организация «Семейных клубов», «Школы родителей будущих первоклассников», клуба «Здоровый ребенок»).
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая в нашей стране сеть специальных коррекционных дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять этот процесс. В них принимаются дети от 2-х до 7-ми лет. Работают там учителя-дефектологи (тифлопедагоги, логопеды), тифлопсихологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания и обучения детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача- офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.
Необходимость пребывания ребенка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.
Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приемами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т.д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и с взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.
(2).Особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения.
Некоторые родители по различным причинам не отдают ребенка в дошкольное учреждение. Для оказания своему ребенку действенной помощи в познании окружающего мира им необходимо иметь представление о трудностях, которые он испытывает. Обращаем внимание родителей на некоторые особенности семейного воспитания ребенка с нарушением зрения.
Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребенка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что их ребенок не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребенка, приводит к искажению его представлений об окружающем.
Между тем, родители ребенка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребенка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребенок с нарушением зрения общается с более старшими нормально видящими детьми. В этом случае родители могут объяснить им проблемы своего ребенка, попросить помочь ему, поучить его играть.
Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребенка, понимание его реальных возможностей. Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребенок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого. Маленький слепой ребенок оказывается в еще более затруднительном положении, так как он может овладеть каким-либо действием или движением только в процессе неоднократного совместного их выполнения со взрослым.
В случаях отказа ребенка от выполнения предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребенка, постепенно подвести к этому. Чтобы заинтересовать ребенка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуем использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: "Мишка тоже будет делать с нами", "Кукла будет смотреть, как мы делаем", "Зайчик поиграет вместе с нами" и т.д. Использование родителями в обучении ребенка его любимых игрушек создает положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребенка.
Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. То чувство вины перед ребенком, которое есть у родителей, может сформировать у них неправильную позицию по отношению к нему. Так, недооценивая возможности своего ребенка, родители подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны, все делая за него. Приводит это обычно к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить. Как и в первом случае, ребенок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.
Необходимо формировать у ребенка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.
Родители должны понять, что, в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Так, нормально развивающийся малыш, наблюдая за действиями взрослых (мамы, папы, бабушки и др.), за играми старших детей, начинает подражать им, делать также. Ребенок же с низкой остротой зрения, в силу искаженного зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности увидеть все четко, в полном объеме, со всеми деталями. Его возможности в подражании резко ограничены, а у слепого ребенка их нет вовсе. Поэтому, чтобы научить маленького ребенка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям следует сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребенку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия можно с ней производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребенок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.
Билет 69.Организация и содержание работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.
(1).Организация работы ОУ и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения.
«Воспитание в семье ребенка с нарушениями зрения”
Родители переживают сильное потрясение, когда узнают, что у ребёнка патология зрения. Нередко они начинают обвинять себя в заболевании ребёнка, не знают, что предпринять. Испробовав все возможности, и, потеряв надежду на излечение ребёнка, родители отчаиваются. Но, как это не трудно, необходимо примириться с ситуацией, найти в себе силы для выхода из стрессового состояния, преодоления отрицательных эмоций и оказания помощи своему ребёнку. Он нуждается в поддержке и направляющем воздействии своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребёнок.
Между тем, родители не могут оказать своему ребёнку необходимую ему психологическую и педагогическую помощь, т.к. не знакомы с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Как правило, родители действуют интуитивно, и весьма неудачно, в воспитании ребёнка. Чаще ограничиваются уходом за ним, не уделяя внимания развитию ребёнка. В результате к моменту поступления в школу оказывается, что ребёнок не готов к этому ни психологически, ни физически.
Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учётом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией. Функционирующая сеть специальных дошкольных учреждений, групп позволяет осуществить этот процесс. В них принимаются дети от 2 до 7 лет. Работают здесь учителя-дефектологи, психологи, воспитатели, владеющие методиками воспитания детей с патологией зрения. Немаловажно и то, что дети находятся под постоянным наблюдением и контролем врача-офтальмолога, проходят курс назначенного им лечения.
Необходимость пребывания ребёнка с нарушенным зрением в специальном дошкольном учреждении, группе с раннего возраста обусловлена тем, что зрительная депривация тормозит его психофизическое развитие, вносит значительное своеобразие в познавательную деятельность, поведение и общение.
Экспериментальные наблюдения и педагогическая практика показали, что дети данной категории, воспитывающиеся в названных дошкольных учреждениях, группах, значительно лучше подготовлены к обучению в школе, чем те, кто воспитывался в условиях семьи. Так, в первом случае, у детей есть необходимые навыки в самообслуживании, в различных видах игровой и учебной деятельности, у них сформирована связная речь. Дети умеют рационально пользоваться своим нарушенным зрением, владеют также приёмами познания окружающего мира с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния и т. д.). И, что особенно важно, дети имеют опыт общения со своими сверстниками и взрослыми. Сформированные у детей умения и навыки позволяют им успешно адаптироваться к новым условиям, положительно сказываются на их дальнейшей учебной деятельности.
Одним из самых отрицательных моментов в семейном воспитании ребёнка, имеющего нарушение зрения, является ограничение его коммуникативных связей. Подчас, стесняясь того, что ребёнок их не такой, как другие дети, родители никуда не ходят с ним, тем самым лишая его общения со сверстниками, а также возможности получения информации об окружающем мире. Как правило, это тормозит развитие личности ребёнка, приводит к искажению его представлений об окружающем.
Между тем родители ребёнка с патологией зрения должны стать активными участниками игр своего ребёнка с нормально развивающимися детьми, направлять и корригировать их поведение, способствовать успешному взаимодействию. Наиболее удачными являются такие ситуации, когда ребёнок с нарушением зрения общается с наиболее старшими нормально видящими детьми.
Очень важно правильное отношение родителей к дефекту своего ребёнка, понимание его
реальных возможностей. Следует предлагать ребёнку делать только то, что он в данный момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить. Часто ребёнок не может сделать что-то хорошо из-за низкого зрения, ограничивающего зрительный контроль за его действиями и действиями взрослого.
В случаях отказа ребёнка от предложенного задания не стоит заставлять его. Надо настроить ребёнка, постепенно подвести к этому. Что бы заинтересовать ребёнка, необходимо создать игровую ситуацию. Для этого рекомендуется использовать хорошо знакомые детям игрушки (мишку, куклу, зайчика). Например: “Мишка будет с нами играть”, “Мишка тоже будет делать с нами”, “Кукла будет смотреть, как мы делаем”, “Зайчик поиграет вместе с нами” и т.д. использование родителями в обучении ребёнка его любимых игрушек создаёт положительный эмоциональный настрой, активизирует действия ребёнка.
Для ребёнка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с родителями, их доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищённым. В тоже время не должно быть чрезмерной опеки со стороны родителей, выражающейся в предупреждении любого желания ребёнка. Это приводит к тому, что ребёнок становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях. Необходимо формировать у ребёнка с патологией зрения навыки самостоятельной деятельности, начиная с самых элементарных: пользоваться туалетом, умываться, принимать пищу, играть.
Родители должны понять, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребёнок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Ребёнок с низкой остротой зрения, в силу искажённого зрительного восприятия окружающего, не имеет возможности видеть всё чётко, в полном объёме, со всеми деталями. Поэтому, чтобы научить маленького ребёнка со зрительной патологией играть с какой-то игрушкой, родителям необходимо сначала вместе с ним обследовать эту игрушку (с помощью зрения, осязания и др. анализаторов), показать ребёнку основные части игрушки, познакомить с тем, какие действия с ней можно производить. И только в результате повторений, после нескольких совместных игр с мамой или с кем-то из других взрослых ребёнок овладевает необходимыми действиями, позволяющими ему играть самостоятельно.
- Больше разговаривайте со своим ребёнком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать ребёнку. Например, называя предметы домашнего обихода, надо давать их ребёнку в руки для обследования, показать, для чего он предназначен.
- Вас не должно удивлять, что нередко приходится повторять обращённые к ребёнку слова, просьбы, поручения. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной, как правило, детям с нарушением зрения. Учите своего ребёнка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
- Воспитывайте у своего ребёнка привычку выполнять различные действия в определённой последовательности.
- Всё, что вы делаете вместе с ребёнком, проговаривайте.
- Не только сами проговаривайте все свои и совместные с ребёнком действия, но и учите этому ребёнка.
- Учите своего малыша обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания (т.е. на ощупь).
- Обследование всех предметов проводите с ребёнком от основных частей к деталям.
- Обращайте внимание ребёнка на различные признаки и качества предметов.
- Учите ориентироваться на собственном теле. Ребёнок должен знать названия частей своего тела и их расположение.
- Упражняйте в различении предметов по форме, цвету, величине.
- Научите ребёнка ориентироваться в микропространстве.
- Родители должны знать, что низкое зрение делает маленького ребёнка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребёнка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребёнку успешно выполнить то, что вы от него требуете.