В этом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе 1 . Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.
Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок.
В то же время подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. В 15 лет подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.
3.2.Физиологическое развитие подростка
Одна из существенных особенностей подросткового возраста - бурное физическое развитие и половое созревание.
Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат (половая зрелость) - только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым.
Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и заканчивается половым созреванием.
В возрасте примерно 12-13 лет происходит усиление работы гипофиза. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением). Поэтому наблюдается повышенная раздражимость, вспыльчивость, обидчивость подростков. Их поведение приобретает аффективный характер.
Кроме того, в связи с усиленной работой гипофиза у подростков появляется усиленное потоотделение и подростковые прыщи.
Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и«гормональная буря» или «эндокринный шторм».
Скачок роста - процесс индивидуальный. Подростки быстро прибавляют в росте. Но прирост мышечной массы отстает от роста костей. Подростки выглядят худыми, сутулыми. При этом некоторые ребята испытывают мышечную боль, что так же приводит к повышенной раздражительности.
Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между 7,5 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В период самого интенсивного роста девочки прибавляют по 8,5 см в год, а мальчики - по 10-12 см. Девочки перестают расти обычно в возрасте около 19 лет, а мальчики - 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чуть вытянуться.
В период усиленного роста позвоночник отстает от темпа роста тела в длину. А так как до 14 лет межпозвоночные хрящи еще не окостенели, позвоночник податлив к искривлению при неправильном положении тела, поэтому наибольшие нарушения осанки наблюдаются в 11 -15 лет, хотя в этот же период они и легче всего устраняются.
В этот период идет развитие мускульного скелета по «мужскому» или «женскому» типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче.
Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, принимают иногда неестественные, вычурные позы. Поэтому даже любая шутка по поводу внешности подростка может вызвать бурную реакцию, так ему тяжела мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей.
Наблюдается дисбаланс в развитии кровеносной системы: отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца (сердце растет быстрее, чем увеличивается просвет кровеносных сосудов), что может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде малой выносливости организма подростка (сердцебиения, головные боли, обмороки, головокружения, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость, подверженность, неблагоприятным влияниям климата и т. д.). А такие проявления вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.
Учитывая эти особенности физического развития подростков необходимо:
Соблюдать режим питания - пища должна быть богата витаминами и белками
Соблюдать режим дня - необходим полноценный сон и активный отдых
Чаще проветривать помещения, больше бывать на свежем воздухе.
Бурное физическое развитие и половое созревание протекает по-разному у разных подростков. Во многом это зависит от того, как взрослые учитывают происходящие перемены в организме подростка. Если взрослые проявляют чуткость и предупредительность по отношению к ребятам, то раздражительность, резкость, обидчивость сглаживается.
Психофизиологические характеристики подростка:
Повышенная возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением)
Повышенная раздражительность, вспыльчивость, обидчивость подростков
Аффективный характер поведения
Повышенная утомляемость, спад работоспособности
Вес головного мозга приближается к показателям взрослого человека
Критичность к отрицательным чертам своего характера.
В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной период, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:
- повышенная чувствительность к оценке посторонних;
- предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
- противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
- эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
- борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (± 2года). Все психологические изменения обусловлены физиологическими особенностями подросткового возраста и рядом морфологических процессов в организме. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.
Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
- Большие изменения происходят в эндокринной системе, что приводит к быстрому и непропорциональному росту массы и длины тела и развитию вторичных половых признаков.
- Сложные процессы структурных и функциональных изменений происходят в центральной нервной системе и внутренних структурах головного мозга, что влечет за собой повышенную возбудимость нервных центров коры головного мозга и ослабление процессов внутреннего торможения.
- Значительные изменения наблюдаются в органах дыхания и сердечнососудистой системе, что может привести к различным функциональным расстройствам (утомляемость, обмороки).
- Активно развивается костно-мышечная система: завершается формирование костной ткани, увеличение мышечной массы, поэтому в подростковом возрасте очень необходимо правильное рационально питание.
- Завершается развитие пищеварительной системы: органы пищеварения крайне «ранимы» ввиду постоянного эмоционального и физического напряжения.
- Гармоничное физическое развитие всего организма является следствием нормального функционирования всех систем органов и оказывает влияние на психическое состояние подростков.
Социально психологические особенности подросткового возраста
Психологический аспект подросткового возраста выходит на первый план. Развитие психики характеризуется повышенной эмоциональностью и возбудимостью. Ощущая свои физические изменения, подросток пытается вести себя как взрослый. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, он не признает поддержку взрослых. Негативизм и чувство взрослости являются психологическими новообразованиями личности подростка.
В подростковом возрасте обостряется потребность в дружбе, ориентация на «идеалы» коллектива. В общении со сверстниками происходит моделирование социальных взаимоотношений, приобретаются навыки оценки последствий своего или чьего - то поведения или моральных ценностей.
Особенности характера общения с родителями, учителями, одноклассниками и друзьями оказывает значительное влияние на самооценку в подростковом возрасте. Характер самооценки определяет формирование личностных качеств. Адекватный уровень самооценки формирует уверенность в себе, самокритику, настойчивость, или даже чрезмерную самоуверенность и упрямство. У подростков с адекватной самооценкой обычно более высокий социальный статус, нет резких скачков в учебе. Подростки с низкой самооценкой подвержены склонности к депрессии и пессимизму.
Зачастую учителям и родителям нелегко найти правильный подход в общении с подростками, но учитывая возрастные особенности этого возраста, пути решения всегда найти можно.
11..Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
На подростковый, период приходится целый ряд специфических изменений происходящих в организме человека и обусловленных естественной динамикой биологического развития. В этот период значительно повышается количество определенных гормонов в крови, вырабатываемых гипоталамусом, которые обуславливают появление вторичных половых признаков. Другой характерной особенностью возраста является временное нарушение пропорций тела. Рост конечностей значительно опережает рост туловища, движения становятся угловатыми, подросток напоминает "гадкого утенка". Он замечает перемены, излишне фиксирует на них внимание и становится еще более неуклюжим и неловким. Гормональный бум обуславливает повышенную возбудимость нервной системы, эмоциональную чувствительность, ранимость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, что проявляется в характере подростков. Физиологические изменения, происходящие в организме, обуславливают также повышенную потливость, появление угрей, ломку голоса.
Социальная ситуация развития подростка характеризуется, прежде всего, тем, что он по-новому строит свои отношения со взрослыми и сверстниками. Повышенная реактивность и возбудимость нервной системы приводят к тому, что в этом возрасте наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость. Особенно ярко они проявляются в общении со взрослыми, прежде всего, с родителями. Подростка не устраивает сложившийся на предыдущем этапе тип отношений со взрослыми, в котором инициатива и последнее слово принадлежали взрослому. Подросток претендует на равноправие отношений и находит его в среде сверстников. Взрослый же, вместе с его претензиями и указаниями, отвергается подростком. Учитель также перестает быть авторитетом для подростка. Положение, которое ребенок занимает внутри коллектива школьного класса, становится для него важнее оценки учителя. Но именно этот факт обуславливает то, что подросток болезненно реагирует на критику и замечания учителя, сделанные в присутствии товарищей, в то же время принимает их, если они сделаны наедине. Для того чтобы не потерять контакта с подростком, остаться авторитетной личностью для него, взрослому необходимо быть очень терпеливым, принимать претензии и подростка на самостоятельность и уважение, выражать понимание его проблем, не бояться говорить о своих страхах и опасениях, не стесняться проявлять любовь и уважение к нему.
Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков.
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных рядов развития – натурального и социального. Это положение сформулировал еще в 1920-х гг. выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Натуральный ряд составляют процессы биологического созревания, включая половое; социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны.
Гетерохронность развития в подростковом возрасте проявляется особенно рельефно, так как наступление физической, психической и социальной зрелости во времени, как правило, не совпадает. Подростковый возраст обычно связывается с понятием физического развития, и, прежде всего полового созревания. Однако темпы физического развития подростков неодинаковы: один мальчик (или девочка) в 14-15 лет выглядит уже взрослым, а другой – еще ребенком.
Как влияет физическое развитие на психические процессы и свойства личности?
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку прямую связь между физическим и психическим развитием установить трудно. Однако опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка, несомненно.
В результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость.
Современная наука различает три основных соматотипа:
эндоморфный (рыхлый, с избытком жира);
мезоморфный (стройный, мускулистый);
эктоморфный (худой, костлявый).
Мезоморфный тип (атлетическое сложение, высокий рост) всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность.
Для подростка-мальчика высокий рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Наблюдения показывают, что рослые мальчики послушнее, держатся естественнее и требуют к себе меньшего внимания, чем их низкорослые сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.
Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке.
Однако влияние соматотипа на психику и поведение подростков не обязательно и не однозначно. Одни, осознав свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще интеллектуальном, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.
Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражено не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше сверстников всегда престижно, то высокий рост и раннее половое созревание нередко создают для девочки дополнительные психологические трудности, отдаляют ее от сверстниц. Однако то, что неприятно для девочки в раннем подростковом возрасте, может оказаться весьма желательным в старшем подростковом.
Всегда ли раннее физическое созревание благоприятно воздействует на формирование психики подростка? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Нередко раннее половое созревание вызывает у подростка тревогу, а появившееся половое влечение накладывает отпечаток на поведение. С возрастом (после 20 лет), когда вопросы физической силы и роста для человека становятся менее актуальными, бывшие акселераты долгое время могут оставаться более напористыми, конфликтными, претендующими на лидерство, а ретарданты – психологически более тонкими, чувствительными, гибкими.
На психическое формирование подростка, несомненно, влияет степень его социального возмужания. По-разному мыслят и по-разному ведут себя школьник и рабочий, не обремененный семьей юноша и молодой муж. Некоторые исследователи считают рубежом социальной зрелости начало самостоятельной трудовой деятельности. Этот критерий, безусловно, важный, но он не единственный. Нельзя не согласиться с И. С. Коном (1979), по мнению которого, если взять за основу только этот критерий, получится, что раньше взрослеет сельская молодежь, потом рабочая, позже всех – учащиеся и студенты.
Социальное созревание – сложный процесс, темпы и этапы которого определяются такими основными критериями, как завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная зависимость от родителей, совершеннолетие, служба в армии, вступление в брак, рождение первого ребенка и т.д.
Темпы социального созревания в младшем и среднем подростковом возрасте невелики, так как подавляющее большинство подростков в это время учится в школе и находится на иждивении у родителей. Однако у некоторых из них, особенно у акселератов, чувство взрослости и связанные с этим претензии «взрослого» человека появляются очень рано. У таких подростков обостряется желание сбросить с себя «иго» родительской опеки, получить полную самостоятельность.
В старшем подростковом периоде темпы социального развития заметно возрастают. На это время приходятся такие важные для самоутверждения события, как получение паспорта, призыв в армию, выбор профессии, начало трудовой деятельности, которые во многом определяют поведение и психику подростка. Общеизвестно, что у работающей молодежи раньше формируется чувство личной ответственности, определяется цена труду и деньгам. Претензии на полную эмансипацию сменяются поисками своего места в мире взрослых.
Следует, однако, учитывать, что социальное развитие, так же как и физическое, протекает неравномерно. Подросток может, например, быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, но оставаться беспомощным в вопросах быта (такая диспропорция социальной зрелости у многих людей может сохраняться на долгие годы). Кроме того, социальное созревание по времени чаще всего не совпадает с физическим.
Если сравнить современных подростков с их сверстниками 1940–1950-х гг. то окажется, что у нынешних подростков физическое созревание начинается раньше и заканчивается быстрее, а социальное, наоборот, затягивается. Современные подростки дольше учатся и значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь, а поэтому дольше сохраняют материальную зависимость от родителей.
Таким образом, диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков.
Социальными факторами психического развития являются:
переход из начальной в среднюю школу, где занятия ведутся многими учителями-предметниками, что существенно меняет учебную деятельность и общение школьников и учителей;
расширение общественной, социально-полезной деятельности школьника в классе и в школе, расширение круга общения со сверстниками;
происходит изменение положения ребенка в семье, где родители больше начинают доверять ему, поручать выполнение более сложной домашней работы и включать в обсуждение семейных проблем.
Биологическими факторами психического развития являются:
начало полового созревания, влияние новых гормонов на центральную нервную систему;
бурный рост и физическое развитие с перестройкой всех органов, тканей и систем организма.
Половое созревание как главный биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и т.д. появляются не из-за самого полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка-его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми. За каждой внешней реакцией подростка стоит своя психологическая причина. Действия подростков, которые внешне выглядят как непослушание или оцениваются как "глупые", "необъяснимые" ("эффект неадекватности") часто вытекают из особенностей данного этапа взросления - этапа становления личности
" |
Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80 эта тенденция резко усилилась. С начала 90-х годов физическое состояние школьников, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонгитюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало что в 90-е годы отчетливо стала проявлять себя тенденция затухания акселерации, снижаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела.
Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста.
Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), от чего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми.
Увеличение роста, массы, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка.
Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Принято считать, что половое созревание и половая идентификация – два разведенных во времени процесса, на самом деле они лишь две линии одного и того же сложного процесса психосексуального развития.
Новые телесные ощущения, в том числе свидетельствующие о половом созревании: менструации и увеличение груди у девочек, эрекция и поллюции у мальчиков, - нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я».
Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу. Эти противоречивые ощущения могут проявляться в поведении в самых неожиданных формах. В крайних случаях недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, в клинике известны случаи так называемой нервной анорексии- отказа от еды вследствие кажущейся собственной «полноты».
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОДРОСТКА:
§ Чувство тревоги;
§ Конфликтность;
§ Ранимость;
§ Повышенная возбудимость;
§ Колебания самооценки;
§ Депрессия;
§ Неадекватность реакций.
| | следующая лекция ==> | |
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет, он знаменуется бурным развитием и перестройкой организма ребенка. Прежде всего, - это физиологическое созревание, которое не возможно во изолировать от социального ряда, то есть процессов социализациї.
В физиологии этот процесс условно делится на три фазы:
1 препубертатном, подготовительный период;
2 собственных пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;
3 постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости
Если сопоставить это разделение с привычными возрастными категориями, препубертатном периоде соответствует младшем подростковом, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту
Наступление подросткового возраста проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девушек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и т длится короткого времени (3-4 года), чем у юношей (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиковів.
Однако все процессы созревания протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальных (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатном, другой - пубертатным, а май. Рети - препубертатном), так и на внутреннем индивидуальном уровне (различные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно.
Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Подростковый возраст характер ризуеться быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система. Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усилит на деятельность желез внутренней секреции часто является причиной временных расстройств кровообращения, повышения давления, напряжения сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, выражается в нервозности, ш видно усталости, головокружениях и учащенное сердцебиениетті.
Нервная система подростка еще не совсем готова выдерживать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии заторможенности или сильного возбуждения
На вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституционные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, поскольку в влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются. Хотя определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств и, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида, но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанти.
83 Кризис подросткового возраста и подходы к ее анализу
протяжении более полувека идет теоретическая дискуссия о роли биологических и социальных моментов в возникновении явления критического развития в подростковом возрасте. Существенные изменения в организме подростка служат основой различных теорий о биологической предопределенности кризиса в подростковом виці.
При этом следует, прежде всего, упомянуть идеи. С. Холла (1844-1924 гг) о том, что подростковый возраст в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Он сформулировал представление о переходность во подросткового возраста - периода"бури и натиска", выделил содержательно-негативные характеристики этого этапа - трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость; определил положительное достояние возраста -"по чувств индивидуальности індивідуальності".
По мнению психоаналитиков (3. Фрейд,. А. Фрейд), подростковый период соотносится с генитальной стадией, когда половое созревание, рост сексуальной энергии является предпосылкой нарушения равновесия между тока уктурамы личностейті.
Е. Шпрангер также рассматривал этот период как кризисный. Содержание кризиса заключается в освобождении от детской независимости. Ш. Бюлер акцентировала внимание на биологическом смысле пубертатного периода, основные черты которого: п повышенная чувствительность, раздражительность, беспокойный и легко возбудимый состояние, физическая и душевная слабость, капризы, недовольство собой. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного д озриваннвання.
Таким образом, психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, представители биологизаторские направлении связывали с процессом полового созревания
Во второй половине XX в интенсивно начали развиваться представления о роли среды в развитии подростка. Эти представления отрицают гипотезу о биологической предопределенности, генетическую запрограммированность кризиса а на первый план выходят социальные факторы, определяющие продолжительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехода от детства к взрослости и. Биологическое созревание, гормональная перестройка не отрицаются, а рассматриваются как предпосылка психического развития в подростковом возрасте. Эти взгляды можно найти в трудах. ЕЕриксона,. ЖПиаже, а также пуль турантропологив (М. Мид,. Р. Бенедикт). Последние доказывали, что в примитивных культурах отсутствует подростковый кризис и связанные с ней межличностные и внутренне личностные конфликты, поскольку в этих культурах отсутствует поляризация поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а существует взаимосвязь: переход к статусу взрослого человека происходит в результате постепенного обучения через процедуру инициацийініціації.
ЛС. Выготский выделил основное новообразование в сознании и выяснил социальную ситуацию развития, при этом сделав вывод, что главное содержание кризиса переходного периода составляет перестройка системы в отношений между ребенком и средаем.
В отечественной психологии возрастной кризис рассматривается как целостная изменение личности ребенка, регулярно возникает на границе стабильных периодов. Она обусловлена??возникновением основных психологических новообразований нь предыдущего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновения другой (ЛС. Выготский). Поведенческие критерии кризиса - трудновоспитуемость, конфликтность упрямство, негативизм и т.д. - являются необходимыми, в них проявляется единство негативной и позитивной сторон возрастной кризризи.
Подростковый кризис - это резкое изменение всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Закономерным явлением является противопоставление подростка взрослым и активное завоевание новой позиции. Подросток якобы о овокуе запрета, чтобы проверить собственные силы в преодолении этих запретов, расширить границы, которые определяют его самостоятельность. Именно это столкновение дает подростку информацию о себе, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждениинні.
Кризис подросткового возраста проходит три фазы:
Отрицательный (передкритичну) - фазу разрушения старых привычек, стереотипов;
Кульминационную - фазу обострения противоречий;
Посткритичну - фазу формирования новых структур, построения новых отношений
ЛС. Вы готский выделил два варианта течения возрастных
кризисов:
Кризис независимости, симптомами которой являются упрямство, негативом, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не заходить в комнату, не трогать ничего на столе); вариант самоопределения я"Я уже не ребенок"ина";
Кризис зависимости, симптомы которой противоположны: чрезмерная послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересов, форм поведения; вариант самоопределения"Я ребенок и хочу ею оставаться"
Для развития подростка наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса существуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Для большинства подростков в этот период характерны нест тийкисть настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, уязвимость, депрессивные переживанияя.
Итак, подростковый возраст - это период возрастного кризиса, смысл которой заключается в удовлетворении подростком потребности в самопознании и самоутверждении через борьбу за независимость в относительно безопасных условиях, не приобретает крайние формы, при этом кризисные симптомы - это эпизодические явления, интенсивность и способы выражения которых различные. Особенности проявления и течения подросткового кризиса определяются конкретными социальными ми условиями, положением подростка в мире дорослих.