6 класс, «Я ЖИЛ, А. И. Куприна, александр сергеевич пушкин, богатства духовного мира героев и причин, В. МАЯКОВСКИЙ, В. Я. БРЮСОВ Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова, ВОЙНА, ГДЗ, герой, Дом, ЕГЭ, жизнь, ЗНО, ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ, любовь, Люди в белых халатах, Мои размышления над прозой А. П. Платонова, народ, науке, Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», обусловивших трагичность их судеб (По повестям А. И. К, повесть, Поэзия Анны Ахматовой, Природа, рассказ, рассказ., Родина, сочинение, сочинение по русской литературе 5 класс, сочинение., ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой, ФРАНСУАЗА САГАН Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века (По творчеству Ф. Саган), Хочу, ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН, человек, ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН», Я исповедую Гамлета

Показать все теги



0

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

  • Опубликовал: Andrew
  • Просмотров: 592
Произведения подлинного искусства раскрываются перед чело¬веком не сразу. Чтение художественной литературы — процесс, требующий творческих усилий читателя, захватывающий обязате¬льно и интеллектуальную, и эмоциональную сферы. Творчество на¬стоящего писателя гуманно по всей сущности. И цель его — каждо¬го человека призвать к совершенствованию ума и души, научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать ее.
Совсем недавно я открыла для себя творчество В. Шукшина, ко¬торое потрясло меня своей глубиной и своеобразием. Поэтому, вы¬брав тему экзаменационного сочинения, я не могу не поделиться своими мыслями об этом писателе.
Земля — образ конкретный и поэтически многозначный в твор-честве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня, пашня, степь, мать — сыра земля... Шукшин пишет о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъемлемо притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естествен¬но становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики.
Писал ли Шукшин Любавиных, мрачных и жестоких собствен¬ников, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, рассказывал ли о разгроме деревенских семей, прощании его со всем земным, ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове, Иване Расторгуеве, братьях Громовых, Егоре Прокудине, писатель изображал героев

на фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконеч¬ного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин на¬полняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, ре¬шая кардинальную проблему: что есть Человек? в чем суть его бы¬тия?
Земля у Шукшина — образ исторический. Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без траги¬чески необратимых катастроф и гибельных последствий. Судьбы сегодняшние — продолжение звеньев исторической цепи поколе¬ний. Прочны ли эти звенья и как они спаяны? — размышляет Шукшин. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представ¬ляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бы¬тия, во имя чего прожита жизнь.
В рассказе «Дядя Ермолай» этот вопрос остается без ответа. Нужно много взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения. Размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают пи¬сателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом, — состав¬ляющим основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы, огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения, его отца, деда и далее — в глубину прошлого — уходили проверен¬ные искомые истины. Но оставалась неразгаданной тайна прочнос¬ти, устойчивости этих истин. Тайна извечного притяжения земли и дома. Обогащение, обновление, даже усложнения содержания ис¬конных понятий и представлений о земле и родном доме в творче¬стве Шукшина вполне закономерно. За всем этим — самобытность мировосприятия писателя, его жизненного опыта, обостренное чув¬ство родины, художническая проникновенность, рожденные в но¬вую эпоху жизни народа. Совершенно естественно пристальное внимание Шукшина к современным социальным процессам. Он «допрашивает» наше время, изучает своего современника, чей ду-ховный мир пытается разгадать и обрисовать.
Проза Шукшина остродраматична, психологически уплотнена. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты выбо¬ра, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарова-ния или необычайных -открытий. При этом внутреннее состояние героя как будто обнажено.
Мы узнаем все о человеке: угадываем дисгармонию души, рас¬пад с миром, драматизм нравственных поисков или, напротив — высшую гармонию с миром, людьми.
«Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки... В том месте реки — затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете», — пишет Шукшин в своем рас¬сказе «Два письма». А вот из рассказа «Горе»: «Это даже не дума¬ется, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-ни¬будь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяс¬нимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей».
Напряженно-возвышенное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель ак-

центирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные во¬просы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты — че¬рез них познается человек, а через него — время и сущность бы¬тия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глу¬бин души человеческой. А в этом — ключ к решению и древних, и новых загадок жизни. Узнавая дорогих Шукшину героев, убежда¬ешься в одном: выше всего, прекраснее и глубже не переживания, которые испытывает человек, приобщаясь к природе, постигая из¬вечную власть и обаяние земли, бесконечность человеческой жиз¬ни. Убеждаешься в этом, прочитав такие произведения, как «За¬летный», «Верую!», «И разыгрались же кони в поле», сАлеша Бес¬конвойный».
Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда «лю¬ди — земля» выделен образ матери, с ее терпением, добротой, вели-кодушием, жалостью. Поэтизируя простую деревенскую женщину-мать, Шукшин изображает ее хранительницей дома, земли, извеч¬ных семейных устоев и традиций. В старой матери-труженице Шукшин видит истинную опору для человека в превратностях су¬дьбы, она для писателя — воплощение надежды, мудрости, добро¬ты и милосердия.
В киноповестях и фильмах Шукшина «Брат мой...», «Живет та¬кой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» найдены харак-теры, отвечающие положительным идеалам писателя и драматур¬га, — Пашка Колокольников, Семен Громов, Иван Расторгуев, Лю¬ба Байкалова. Пашка Колокольников живет просто, не отдавая себе отчета в привязанностях, в необходимости поступать по велению разума. Его натура противится какому-либо нравственному дикта¬ту, потому что руководствуется сердцем. Но деятельное добро — проявление непосредственного, сердечного внимания, которое ни¬кем не подписано и не запланировано. Особенно интересен харак¬тер Любы Байкаловой. В этом характере сосредоточены и выявле-ны крупно, убедительно начала гармонической личности. Люба Байкалова, с ее умом, сердечностью, верностью нравственным усто¬ям семьи — человек обаятельный, активный. Люба не обретает сча¬стья в жизни, переживая утраты, сталкиваясь с чуждыми ее духу силами, но характер героини Шукшина несет в себе идеалы добра, чистоты и душевности. Возможности этой натуры, по мысли авто¬ра, далеко не исчерпаны.
Художественный мир Шукшина — многолюдный, «многошумя-щий», динамичный, живописный. Создается иллюзия полной есте¬ственности его, совершенного единства с реальностью. Океан жиз¬ни, как бы вытиснув в момент могучего волнения этот образный мир, не оставил свой бесконечный бег. За ушедшими придут новые поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.
Иа уроках литературы мы изучали понятие о конфликте. На мой взгляд, творчество Шукшина не дает четкого ответа на основ¬ные вопросы бытия. В этом его прелесть. Не давать однозначного ответа, а научить читателя думать, домысливать, сопереживать.

Поэтому рамки рассказов Шукшина открыты, финалы, за немно¬гим исключением, ждут своего продолжения, призывая к соуча¬стию всю огромную читательскую аудиторию.
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни?
Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но так ли это?
По-моему, лучше всего честь и совесть проявляются в экстрема¬льных ситуациях. Самая экстремальная ситуация — это война. О Великой Отечественной войне писали и пишут очень много. Поэты слагали стихи и поэмы, писатели писали художественные и публи¬цистические произведения. ,
Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В. Некрасов считал, что подобные произ¬ведения надо писать по горячим следам и на одном дыхании, пото¬му что иначе правда искажается. Автор повести утверждает, что правды в его произведении девяносто девять процентов, и всего лишь на один процент он умолчал. И по всей видимости, это заяв¬ление справедливо, потому что молодое поколение сравнивает дру¬гие произведения с этой повестью, проверяя справедливость и чест¬ность других авторов, а современники войны подтверждают, что все написано правдиво и честно. Так о чем же эта повесть? Чем так притягивает? И что заставляет перечитывать ее снова и снова?
«Приказ об отступлении приходит совершенно неожидан-но...» — это самые первые строки повести. Нет никакого вступле¬ния. Есть только эти суровые и жесткие слова. Мы сразу погрузи-лись в другой мир и оказались в водовороте событий. Бойцы отсту¬пают, что же делать беззащитным жителям? Люди, которые долж¬ны защищать, уходят. Они уходят ночью, уходят с опущенными головами.
«...Мы идем молча, точно сознавая свою вину... Люди завтра проснутся и увидят немцев...»
Они чувствуют себя виноватыми, но почему? Ведь они же не де-зертиры, ведь они собираются вернуться.
Главный герой Керженцев пытается оправдать себя, своих това¬
рищей, оправдать само отступление. Чуть позже Керженцев снова
попадает в- «поток отступления», и снова его мучают угрызения со¬
вести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины.
Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающие
лица. Он не знает, что он может им ответить? В детских книжках
рассказывается о доблертных героях, которые с легкостью побеж¬
дают врагов. Но война — это совсем другое. Это натертая пятка,
насквозь пропотевшая гимнастерка и «немцы в самой глубине Рос¬
сии». На войне узнаешь людей по-настоящему. И в повести В. Не¬
красова мы встречаемся с Калужским. Он разговаривает с Кержен¬
цевым. Он говорит ужасные вещи: «Не волнуйтесь! немцы соби¬
раются уложиться в срок...* А ведь он комбат! И у Керженцева по¬
является единственное желание: «В морду тебе дать!» Разве можно

говорить здесь о чести и совести Калужского? Разве эти качества есть у него? Но, может быть, они у него когда-то были? Ведь война не только раскрывает сущность человека, но и меняет его. Напри¬мер, Игорь, друг Керженцева. Конечно, он не стал подобным Ка¬лужскому, но и его сердце загрубело, и его душа вымоталась. В произведении В. Некрасова очень много страшных, парализующих душу картин.
На мой взгляд, самые ужасные картины следующие:
«...Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жал¬
кая!.. Глаза его вдруг останавливаются, точно увидел что-то необы¬
чайно интересное, и весь он медленно, как-то боком садится на
дно Его оттаскивают. Беспомощно подпрыгивают по земле но¬
ги...»
Вторая картина еще ужаснее, хотя ее описание занимает всего несколько строк в повести:
«...Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть...» Мне не хочется ничего говорить: лучше и ярче В. Некрасова я не смогу сказать. Все и так предельно ясно: грань между жизнью и смертью очень тонка, а на войне сти¬рается совсем.
Поступить по чести, по совести — погибнуть за Родину. Но не лучше ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ничего ценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точки зрения: «Взять высоту любой ценой». Он приказывает атаковать под прямым огнем. Майор предлагает другой вариант, в котором у бойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь. Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-за трусости, он грозит им даже пистолетом.
Начальство не сомневалось во мнениях, а ведь их непонимание друг друга стоит многим людям жизни. Как быть с совестью здесь? В повести, прочитав ее от начала до конца, мы не найдем великих военачальников.
Не найдем мы военачальников и у Василя Быкова. Его произве¬дения о простых людях, но о сложных душах этих людей. Его ге¬рои всегда стоят перед выбором. Сотников не исключение. Книга так и называется «Сотников».
Сотников и Рыбак — главные герои. Рыбак более приспособлен, чем Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. Он прекрасно относится к своему товарищу и на протяжении всей повести заботится о Сотникове. И не просто заботится, он тащит его на себе. Сначала он проявил слабость и оставил раненого товарища. Его охватил страх, страх за свою жизнь. Ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. А ведь он поборол свой страх, хотя это далеко не просто. Совесть и честь одержали победу над страхом и жалостью к себе. А это не мало!
После этого поступка Рыбака все предвещает хороший конец. Ио... все получилось совсем иначе.

Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова. Сотников физически уступает Рыбаку. Он менее при-способлен к жизни в отряде, но больной идет в разведку, потому что никто больше не пошел. Всю дорогу Сотников испытывает пе¬ред Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. А время терять было нельзя. Он чувствует угрызения сове¬сти за то, что они попали в плен, за то, что из-за них забрали Дём-чиху и Басю. Сотников пытается взять всю вину на себя, но... Сот¬ников, уступая Рыбаку физически, несомненно, превосходит его морально. Ведь оба героя стоят перед выбором, но оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов.
Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет.
«...Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы вы¬жить, но он не изменник...*
Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается.
Рыбак должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, должен ли¬шить своего товарища жизни. Он в ужасе!
А Сотников в это время обводит взглядом толпу. Ему противно стало от предательства Рыбака. Для него это было самым страш¬ным преступлением. Последним, кого видит Сотников, — мальчик, который со страхом и дрожью наблюдает за казнью. На его лице было безутешное горе. Сотников не удержался и улыбнулся одними глазами мальчику. Мне кажется, он хотел, чтобы мальчик понял, что лучше умереть, но не стать предателем.
Мне даже стало жалко Рыбака. Мне кажется, он чуточку завидо¬
вал Сотникову: ведь его страдания закончились. В глубине души он
(Рыбак) понимает, что ему не вырваться отсюда, и решает свести сче¬
ты с жизнью; «...в тартарары, навеки это единственный возмож¬
ный выход...» Но судьба прокляла его: ремня не было, оставалось
только жить, но как жить? Вот такое сложное чувство — совесть.
Совесть всегда связана с другими чувствами души. Я думаю, она неотделима от веры, веры в людей.
«Западня» повествует именно об этом.
Командир роты Клименко попал в плен. Немцы не стали его убивать, они воспользовались документами, которые были у Кли¬менко. Объявив солдатам, что их командир предал их, отпустили его. Дальше идет очень напряженная сцена. Стоит мертвая тиши¬на, Клименко идет к «своим». Он даже не понял сразу, что случи¬лось, но, когда это стало доходить до его сознания, он покрылся хо¬лодным потом: его могли убить свои. Почему могли? Они должны были его убить! Но он дошел, а выстрелов не было. Начались вы¬крики: «Предатель!.. Трус!& Но по его лицу солдаты поняли: он их не предавал! Он не мог их предать!
Провокация немцев не удалась, хотя, конечно, были и другие случаи.
В «Обелиске» Василя Быкова главный герой — Алесь Иванович Мороз — поступает по совести, так, как считает правильным и нужным. Ребят забрали полицаи и потребовали, чтобы пришел А. И. Мороз, — только тогда они отпустят детей. Все понимали, что немцы никогда никого не отпускают, понимает это и Алесь

Иванович, но он не может по-другому, он знает, что должен пойти, и идет. И до последней минуты он старается спасти хоть одного из ребят, что ему и удается.
По-моему, Алесь Иванович Мороз совершил геройский посту¬пок. Почему поступок? Подвиг!
Честь и совесть — это то, без чего не может жить человек.

Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2015 Copyright. Готовые школьные сочинения на U4ite.ru
При копировании текстов - ссылка на источник обязательна!