6 класс, «Я ЖИЛ, А. И. Куприна, александр сергеевич пушкин, богатства духовного мира героев и причин, В. МАЯКОВСКИЙ, В. Я. БРЮСОВ Мои размышления над строкой В. Я. Брюсова, ВОЙНА, ГДЗ, герой, Дом, ЕГЭ, жизнь, ЗНО, ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ЛИРИЧЕСКИЙ МИР А. А. АХМАТОВОЙ, любовь, Люди в белых халатах, Мои размышления над прозой А. П. Платонова, народ, науке, Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», обусловивших трагичность их судеб (По повестям А. И. К, повесть, Поэзия Анны Ахматовой, Природа, рассказ, рассказ., Родина, сочинение, сочинение по русской литературе 5 класс, сочинение., ТЕМА ГЕРОИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, Тема Родины и гражданского мужества в поэзии А. А. Ахматовой, ФРАНСУАЗА САГАН Размышления о дружбе и любви в судьбах человечества XX века (По творчеству Ф. Саган), Хочу, ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН, человек, ЧЕЛОВЕК И ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО В ПОВЕСТИ А. П. ПЛАТОНОВА «КОТЛОВАН», Я исповедую Гамлета

Показать все теги



 
» » Душа русского крестьянина в «Записках охотника»
0

Душа русского крестьянина в «Записках охотника»

  • Опубликовал: admin
  • Просмотров: 499
Тургенев — первый среди русских писателей — показал живые души, души простых крестьян, в которых вековой гнет не убил лучших человеческих качеств — ума, доброты, глубокого понимания красоты, стремления к правде. Уже первым рассказом «Хорь и Калиныч» писатель опровергает господствовавшее мнение, будто бы простым людям чужды тонкие чувства. Нежная дружба связывает двух столь различных по характеру крестьян

Хоря и Калиныча. Калиныч — натура поэтическая, Хорь практичен и рассудителен. Характеризуя Хоря, Тургенев сравнивает его с греческим философом Сократом, с Петром Первым. Но друзья гармонично дополняют друг друга. С изумлением наблюдает автор их встречу: «…Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря Старик радушно его приветствовал».

Старозаветный крепостник Стегунов («Два помещика»), казалось бы, добрейший человек”: «низенький, пухленький, лысый, с . двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком… большой хлебосол и балагур…» Он «никогда ничем не занимался и даже «Сонник» перестал читать». Его философия проста: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик…» На крестьян он смотрит как на скот, который можно разводить или уничтожать. Невзлюбились ему две крестьянские семьи, и он откровенно признается, что старается извести их: «…и без очереди в солдаты отдавал и так рассовывал — кой-куды; да не переводятся, что будешь делать?» Все это рассказывает спокойно, с ясным взглядом, веселой улыбкой. С такой – же «добрейшей, улыбкой» прислушивается он к звукам, доносящимся из конюшни: там по его приказу секут буфетчика Васю. Прихлебывая чай с блюдечка, он произносит в такт ударам: «Чюки-чюки-чюк! Чюки-чюк! Чкжи-чюк!» Спокойной обыденностью происходящего Тургенев подчеркивает бесчеловечность крепостного права. В лице Стсгунова представлено старое, дикое барство. Но еще страшнее барство современное, «культурное». Отставной гвардейский офицер Аркадий Павлович Пеночкин («Бурмистр») получил «отличное» воспитание. В его доме все устроено на европейский манер. Он «культурно» выжимает соки из своих крестьян и так же «культурно» наказывает дворовых. Когда лакей, подал ему неподогретое вино, он позвонил и, не повышая голоса, сказал вошедшему слуге: «Насчет Федора… распорядиться…»

Этот эпизод привел В. И. Ленин в статье «Памяти графа Гейдена» для характеристики «гуманности» либералов: «Тургеневский помещик тоже «гуманный» человек… по сравнению с Салтычихой, например, настолько гуманен, что не идет сам в конюшню присматривать за тем, хорошо ли распорядились выпороть Федора. Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в соленой воде розог, которыми секут Федора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается» издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала…»

Крепостной крестьянин — жертва не только помещика, но и его помощников — бурмистров, приказчиков, без-стыдно наживающихся за счет крестьян. «Зверь — не человек; сказано: собака, пес, как есть пес», — характеризует бурмистра Софрона крестьянин Анпадист («Бурмистр»). К этому же типу принадлежит и Николай Еремеич («Контора»).

Вся читающая Россия увидела в «Записках охотника» живое, правдивое, высокохудожественное отражение русского быта. Однажды, рассказывал Тургенев, на платформе одной маленькой станции к нему подошли двое молодых людей, «по костюму и по манерам вроде мещан или мастеровых. «Позвольте узнать,— спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» — «Я».— «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» — «Тот самый». Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам,— сказал один из них,— в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа». Другой только молча поклонился».

Книга встревожила крепостников. По распоряжению Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранен от должности. Правительство искало повода, чтобы расправиться и с автором книги. Такой повод скоро представился. Тургенев писал Полине Виардо: «Я, по высочайшему повелению, посажен под арест в полицейскую часть за то, что напечатал в одной московской газете несколько строк о Гоголе… Хотели заглушить все, что говорилось по поводу . смерти Гоголя, — и, кстати, обрадовались случаю подвергнуть вместе с тем запрещению и мою литературную деятельность».

Сидя под арестом, он написал рассказ «Муму». Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери, а в основу рассказа положил действительный случай из ее жизни. По своей антикрепостнической направленности рассказ является прямым продолжением «Записок охотника».

Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2015 Copyright. Готовые школьные сочинения на U4ite.ru
При копировании текстов - ссылка на источник обязательна!